Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Людвиновская средняя школа» Вилейского района
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
СОВЕТЫ:
4.Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
5.Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
Выбор профессии «за компанию».
Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
Увлечение только внешней стороной профессии.
Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией.
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
Определиться в своих интересах;
Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессии, важно:
Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
Выбирая учебное заведение:
Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
Название учебного заведения |
Категория поступающих (характер нарушения) |
Уровень образования поступающих |
Наименование учебной специальности, единичной квалификации |
УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник» |
УО «Вилейский государственный колледж» |
Лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»; «технология швейного производства: швея» |
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«технология швейного производства: швея»; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
УО «Копыльский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение. |
«технология швейного производства: швея»; «отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
|
«Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей"
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»; «столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»; «санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования» |
УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей» |
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"
|
УО «Молодечненский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
УО «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |