Рекомендация учителя-дефектолога

Когда следует обратиться к учителю-дефектологу

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Ребёнок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные физические упражнения. им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на правой и левой ноге.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный психический процесс. речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.

Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Ничто не может заменить тёплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребёнком. Если ребёнок этого лишён, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.

Для предупреждения тяжёлых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно-педагогическая помощь.

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот этап принято называть периодом гуления. Ребёнок произносит звуки, чем-то напоминающие сочетания "ГХАИЫ", "ГХОИУ"- отсюда исток доброй традиции "огукать" с детьми.

Следующая ступень к овладению речью - период лепета. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребёнка и знаменует начало овладения речью и понимания отдельных слов и предложений.

свернуть

Фонемотический слух - основа правильной речи

Скоро в школу!

Развиваем мелкую моторику

Говорите с ребенком правильно

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Речевые игры по дороге домой

Речевые игры по дороге домой

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

Играя, ребёнок  обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном  и т.д.

  1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
  2. Объясни словечко. Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы)
  3. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3.«Общие слова».

1-й вариант. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

4.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

  1. «Посчитай». Считаем всё, что  можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

6.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

  1. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

  1. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
  2. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: « Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?»

 

 

Список используемой литературы:

1.Бондаренко  А. К. Словесные игры в детском саду.- Изд. 2-е,исправ. И допол. М., Просвещение, 1977.

2.Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. – 2008. – №2 (26). – С. 24–30

  1. Ламаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование правильной речи у дошкольников/ Р.И. Ламаева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-с.224.

 

свернуть

Памятка родителям для закрепления результатов коррекционной работы

Взаимосвязь учителя-дефектолога и семьи