Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Людвиновская средняя школа» Вилейского района
Конспект родительского собрания
«Мы разные, но мы вместе»
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование», «толерантность»;
- ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования;
- сплочение родительского коллектива;
- побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Предварительная работа:
- интервью у детей;
- анкетирование родителей;
- выставка детских рисунков на тему «Мы разные, но ты меня понимаешь!»;
- изготовление рекомендаций для родителей «Толерантное воспитание детей».
Оборудование:
- аудиоаппаратура;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационная доска;
- рисунки детей.
Эпиграф:
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Джек Лондон
Вступительное слово педагога
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Спасибо, что отложив все свои дела, вы пришли на нашу встречу. Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Мы разные, но мы вместе». Cлайд 1
Необходимость ее решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.
А сейчас представляем вашему вниманию видиоролик «Брошенный камень»
Упражнение НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА
Все родители получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей.
Слайд 2 Нас объединяет то, что:
Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
Слайд 3 Нас различает:
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
Слайд 4 Различия дополняют и обогащают общество.
Слайд 5 Мы разные, но должны жить в мире
Неправильно доказывать свое право на разность подобным образом
Слайд 6 Мы здоровы и сильны, а рядом есть больные, инвалиды…
Им не нужна наша жалость,
им нужна наша дружба и помощь
Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит своё время с ровесниками во дворе, что он пойдёт не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его сверстники, а в - специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной школе, а в обычной.
Слайд 7 Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром
Слайд 8 Этому способствуют человеческие качества:
Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Слайд 9 Что такое толерантность?
Как вы его понимаете? (примеры родителей)
Слайд 10
Если обобщить все ваши ответы, можно получить вот такую чудесную ромашку.
( просмотр м/ф о толерантности «Сказка о нетерпимом ёжике»)
Слайд 11 Давайте выделим правила толерантного общения
Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры, а так же и в системе образования. Недавно появилось понятие
Слайд 12– «Инклюзивное образование»
Конечно же, если в детях не привиты и не воспитаны жизненные принципы, а которым мы говорим, то ни о каком инклюзивном образовании не может быть и речи. Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования.
АНАЛИЗ АНКЕТ
Уважаемые родители! Разговор об инклюзии мы с вами начали уже давно, когда вы отвечали на вопросы анкеты. Нам было очень важно узнать ваше мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Давайте теперь вместе ознакомимся с результатами анкетирования.
По результатам обработанных данных было выявлено, что у всех опрошенных родителей нашего класса, позитивное отношение к включению детей с особенностями в общеобразовательные учреждения. И они были бы не против, если б их дети подружились с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
84% наших родителей считают более приемлемой такую модель инклюзивного образования, в которой дети с особенностями обучаются вместе с другими детьми, но занятия проводят два педагога, один из которых специально подготовленный специалист.
14% считают, что ученики специальной школы и ученики массовой школы должны принимать участие в общих мероприятиях, общаться во время внеклассной работы, но обучаться они должны отдельно.
53% наших родителей близка проблема социальной адаптации и они давно интересуются этим вопросом.
47% не близка эта тема и опыта общения с такими людьми они не имеют.
Также результаты анкетирования показали, что некоторые родители не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования. Предлагаю высказаться о затруднениях, озвучить те сложности, которые возникли перед вами, когда вы отвечали на вопросы анкеты.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ
(- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
- мне не понятно для чего соединять разных детей?
- меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.
- теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок-инвалид , но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли учитель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
- я считаю, что в нашем классе и в нашей школе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?)
Слово учителя
Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.
Слайд 13. Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
Слайд 14 Особый ребёнок – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные школы, специальные учителя.
Слайд 15 Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Инклюзивное образование строится на восьми принципах.
Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, логопед, врачи, администрация и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.
Существуют разные причины, по которым мы не общаемся или не дружим с некоторыми людьми. Непонимание друг друга, личная неприязнь, недоверие. Но мы встречаем других людей, понимающих и приятных нам, и забываем о случайных неудачах в общении. Эти неудачи добавляют нам житейского опыта, но не приносят никаких особых трудностей в нашу личную жизнь.
Трудности возникают тогда, когда по какой-то, не зависящей от нас причине, очень многие люди вокруг не понимают нас, не доверяют нам, считают, что нам не нужно их общество.
Дети с ограниченными возможностями, о которых я говорила только что, сталкиваются с такими трудностями.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Видео «Незнакомые дети» (1 часть)
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с особенностями. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.
Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого – содействует развитию толерантности.
Дети, которые по разным причинам долгое время остаются для окружающих незнакомыми, особенно сильно нуждаются в таком знакомстве. От того как, когда и на каких условиях состоится это знакомство, зависит сможет ли ребёнок с ограниченными возможностями получить полезное для себя образование и, вырастая сможет ли стать всё более самостоятельным и уверенным в своём счастливом будущем.
Видео «Незнакомые дети» (2 часть)
Практическая часть
1-й стол (зрение)
Игра «Закрой глаза» (карандаши красные и зелёные). Вот с такими трудностями сталкиваются незрячие люди. Какую помощь вы могли бы оказать незрячим людям?
Книга «Познакомься – другом стань!» Прочитать с помощью шрифта Брайля короткое слово в книжке. ( Это дерево)
2-й стол (ОНР)
Игра «узнай новость». Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное. (Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваши действия.)
Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?
3-й стол (ОДА)
Упражнение «Собери снежки». Прижать одну руку к телу и согнуть в колене одну ногу. В таком положении попытаться собрать с пола как можно больше снежков.
Родители делятся впечатлениями после своих действий.
Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем вашему вниманию м/ф о барашке. Посмотрите его, пожалуйста, внимательно, а затем мы его обсудим. ( мнения родителей)
А сейчас посмотрите, что об этом м/ф думают наши дети.
Видеовыступление детей
Уважаемые родители! В начале нашего разговора мы говорили о том, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, что мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все эти качества в своих детях вы можете воспитать только своим добрым примером. Помните, что дети – это зеркало отношений и характеров родителей.
Если мы хотим воспитать толерантного ребёнка, то вы, родители, сами должны толерантно относиться к нему. И тогда ребёнок с инвалидностью, обучающийся в обычном классе, никогда не почувствует себя ненужным.
И ещё хочу обратить ваше внимание на одну вещь. Перед Богом мы все равны. Никто не застрахован от родовой травмы, наезда пьяного водителя, генетического заболевания и т.д. Каждый из нас может в любой момент оказаться на месте той семьи, в которой есть человек с ограниченными возможностями, столкнуться с их проблемами. Пожалуйста, помните об этом!
Чтобы подвести итог нашему разговору, предлагаем вам заполнить тест и оценить наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь изменить характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.
Но перед тестом я предлагаю посмотреть фрагмент х/ф «Лунный ребёнок», снятого на основе реальных событий о жизни итальянского физика-ядерщика Фульвио Фризоне.
Слайд 16-21
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Результаты:
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.(ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Рекомендации родителям о толерантном воспитании детей.
Заключительное слово учителя
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку:
Слайд 22 «Я люблю тебя таким, каков ты есть»,
Слайд 23 чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все
терпимые и терпеливые
здоровые и добрые
уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
успешные, независимые, счастливые
Слайд 24 Пусть Вам всегда сопутствует
Слайд 25 Мы очень разные, но мы ВМЕСТЕ
Спасибо за внимание!
Телевизионный цикл «Каждый имеет право быть разным» http://special.unicef.by/ создан по инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в сотрудничестве с Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и телестудией «Новый город». Цикл из 21 фильма направлен на формирование позитивного отношения общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям, освещает вопросы их социальной интеграции, обеспечения равных возможностей, создания необходимой безбарьерной среды. Одна из задач цикла – изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Герои фильмов – дети с различными особенностями психофизического развития, а также их семьи, которые окружают детей любовью, заботой и вниманием.
Художественный фильм «Щенок. Как мальчик Алеша обнаружил в себе душу». «Наше новое детское кино» (по заказу детского семейного образовательного центра). История о настоящей дружбе, умении прощать и жертвовать.
Художественный фильм «Полианна». Великобритания, 2003. Фильм по роману Элинор Портер «Поллианна». После смерти родителей девочку забрала к себе тетя Полли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переместилась в мир строгих правил и запретов. Но девочка не сдавалась. Отец научил девочку простой и забавной игре – уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах…
Художественный фильм «Альпийская сказка, Хайди». 2011 г. Германия, Швейцария. После смерти родителей Хайди воспитывала тетушка. Когда девочки исполнилось 8 лет, ее привезли в горы к дедушке, который поначалу не принял ее….
Художественный фильм «Хатико: самый верный друг». 2008 г. Великобритания, США. Фильм основан на реальных событиях. История Хатико, японского пса породы акито-ину, который в течение 9 лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал встречать умершего хозяина…..
Серия мультипликационных фильмов «Кудрявый ежик». 1999 г. История о кудрявом ежике, родившимся в семье нормальных колючих ежей.
«Ежик должен быть колючим!» http://youtu.be/lY1IOfgJLsY;
Фильмы о людях с аутизмом
По данным американских центров по борьбе с заболеваниями один человек из 110 рождается с диагнозом аутизм. То есть в Китае проживает свыше 4 миллионов людей, страдающих аутизмом. Дафу (Вэнь Чжан кит. упр. 文章, пиньинь Wén Zhāng) — один из них: он рассеян, повторяет чужие слова, плавает с удивительной лёгкостью, поддерживает в своём доме абсолютный порядок и, возможно, не полностью осознаёт, что его мать умерла несколько лет назад. Работающий в аквариуме Сэм Вонг (Джет Ли) заботится о своём 21-летнем сыне. Благодаря великодушным соседям и их помощи эти двое счастливо живут вместе. Тем не менее, отец прекрасно понимает, что в конце концов ему придётся уйти из мира, оставив сына в одиночестве, и этот день настанет раньше, чем все готовы в это поверить.
Этот фильм — ода отцу, который полон решимости найти жильё для своего сына, пока ещё не слишком поздно. В ходе этого процесса мальчик достигает той степени независимости, которая необходима обоим, чтобы двигаться дальше (Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Океан_небес)