Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Людвиновская средняя школа» Вилейского района
Самый лучший способ избежать эмоционального выгорания — это сменить место работы. Но и тут надо быть осторожным. Проанализируйте новое место работы, обратите внимание на текучку кадров. Если люди долго не задерживаются на одном месте, это тоже не говорит ни о чем хорошем.
Если же работу вы не можете или не хотите сменить, то постарайтесь хоть как-то поменять обстановку. Например, можете получить дополнительное образование. Чем дольше будут длиться курсы, тем это лучше для вас. Минимальный срок курсов должен составлять 6 месяцев.
Порой бывает так, что общение с людьми перегружает вас. Когда вы чувствуете эмоциональную перегрузку, старайтесь уединиться хотя бы на полчаса. Подумайте в тишине, разберитесь с собственными мыслями. Также можете прогуляться, если есть такая возможность.
И не забывайте о самовыражении. Все люди творческих профессий очень редко подвержены эмоциональному выгоранию. Запишитесь на курсы танцев, поиграйте в шахматы или порисуйте в свободное время. Ваши эмоции должны обязательно иметь выход. Поделитесь впечатлениями с друзьями или же родными. Если же вас не поддерживают родные и близкие, то создайте собственный круг интересов, в котором вы сможете поделиться собственными переживаниями с людьми, которые вас поймут. А это могут быть такие же люди, которым также грозит эмоциональное выгорание, только работать они должны в других компаниях.
Каждый раз, когда вы устаете от всего, окружайте себя бело-голубыми цветами и постарайтесь провести день в тишине. В такие дни организм сам будет восстанавливаться от эмоциональных перегрузок, так как механизмы саморегуляции будут включены. Старайтесь почаще делать такие «разгрузочные дни», иначе вам не избежать проблем со здоровьем.
Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себя два простых вопроса:
Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны превентивные меры:
И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону. Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом – что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?
Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.
Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:
Во-первых:
Во-вторых:
В-третьих:
Памятка: что нужно и чего не нужно делать при выгорании
Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.
Приемы антистрессовой защиты:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.
Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.
Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.
Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Методы управления стрессом
Научитесь прощать. Примите тот факт, что мы живем в несовершенном мире, и что люди делают ошибки. Отпустите злость и обиды. Освободите себя от негативной энергии, простите и двигайтесь дальше.
В суете жизни не забывайте о себе. Забота о себе является необходимостью, а не роскошью.
Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.
Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.
Ваши мысли оказывают сильное воздействие на ваше физическое и эмоциональное состояние. Если у вас позитивные мысли о себе, то вы и чувствуете себя значительно лучше, верно и обратное. Уберите из своего лексикона такие слова как «всегда», «никогда», «не должен», «должен». Эти слова обрекают на провал ваши мысли.
Группы подростков. Проявление агрессивного поведения:
1. С аномальными, аморальными, примитивными потребностями, с деформацией ценностей и ответственности. В поведении преобладает физическая агрессивность. Дети неуживчивы, равнодушны к переживаниям других, эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы, для них нет авторитетов.
2. С деформированными потребностями, ценностями, отношениями. Извращено представление о мужестве, товариществе. Индивидуалисты, стремятся занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых, младших, им доставляет удовольствие чужая боль. Со старшими не связываются. Импульсивны, лживы, раздражительны.
4. Имеется конфликт между деформированными и позитивными ценностями Приспособленцы, притворщики, лжецы. Не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. Преобладает косвенная и вербальная агрессия
4. Со слабо деформированными ценностями, но без интересов, с ограниченным кругом общения. Безвольны, мстительны, заискивают перед более сильными, трусливы. Преобладает вербальная агрессивность и негативизм.
Рекомендации учителю по работе с агрессивным подростком:
1. Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
2. Для подростка из 1 группы целесообразно опираться на его энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Работа в группах по 2-3 человека.
3. Для подростков 2 группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их интересам, включение в организаторскую деятельность, где научатся командовать и подчиняться.
4. 3 группу подростков вовлекать в поисковые работы, пробуждающие интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
5. Подросткам 4 группы помогают положительные переживания, интерес к жизни, значимые перспективы, организация скользящего графика работ коллективной деятельности при подчёркнутой личной ответственности.
6. Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
7. Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры
8. Работать в группах со сменным составом участников, со сменой ролей.
9. Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Системам жетонного поощрения за строго оговоренное поведение, с правом на привилегии.
Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка.
10. Обучать приемлемым способам в выражении гнева, умению владеть собой.
11. Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
12. Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
13. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
14. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
15. Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.